РВВАИУ. Начало | ||||
КМБ. Встреча с Байдуковым.
В начале пути |
Приемная комиссия училища. Очередь. "Ты на какой факультет?" "На радио" "Так тут такого нет" "А какой есть?" "Иди на электрика, там конкурс меньше" "А мне все равно, я по переводу, я уже фактически тут учусь, вот только сдам документы..." Быстренько сдаю документы на второй факультет "Я, вообще-то, по переводу. Так что я уже, практически, курсант" "Ну что ж, мы вас поздравляем" офицер даже пожал мне руку я уже выхожу из дверей душа поет: получилось, я сделал это! и вдруг, как гром среди ясного неба "Вернитесь! Ведь вы же учились в университете? А у нас технический ВУЗ" "А какая разница? Я ведь на первый курс" "Но по правилам, принятым в нашем училище, студенты закончившие первый курс гуманитарного ВУЗа, поступают в училище на общих основаниях, как и все сдают экзамены и участвуют в конкурсе!" Просто невозможно описать словами мои ощущения в ту минуту. Сдавать школьную программу по алгебре и геометрии после 1 курса математического факультета университета? Сдавать физику, которой я и в школе не знал, и которая не изучалась на первом курсе матфака? Писать сочинение??? Армия попыталась меня бортануть второй раз. Видно, как-то я ей сразу не понравился. Но пути к отступлению у меня уже не было. На время вступительных экзаменов я поехал жить к тете (собираясь в спешке, я не взял с собой даже некоторых самых необходимых вещей). А тетя уехала на дачу в Юрмалу, оставив мне пустую квартиру и пустой холодильник. Правда, она забыла поинтересоваться, есть ли у меня деньги. Денег у меня не было, кроме резервной пятерки. Жила тетя возле ДК ВЭФ, в училище я ходил пешком, а ел через день, обедая вместе с другой абитурой в те дни, когда я сдавал экзамены или приходил на консультации. Письменную математику я сдал. На устной долго пытался придумать признаки подобия треугольников (геометрия за 5 класс!)... Препод не выдержал: "Ну как же так! Письменную вы написали отлично, а такой простой теории не знаете!" Но тут его взгляд упал на последнее, пятое, задание в письменной работе. Даны три вектора, найти объем. Далее предполагался длинный геометрический вывод формулы а у меня в одну строчку смешанное произведение векторов. "Откуда вы это знаете?" "Так матфак же..." "Так что же вы мне тут голову морочите?". На физике чуть не пролетел. У нашей группы принимал экзамен Калимулин, меня бы он точно срезал, но когда подошла моя очередь, он куда-то вышел. Не помню, какой бред я нес на экзамене, точно знаю, что моя четверка была абсолютно незаслужена. Сочинение тройка. Итого: проходной 22, у меня 21.5 и полностью проваленная физподготовка (а что вы хотели с голодухи-то, да и плавал я тогда слабенько). На собеседовании за меня неожиданно вступился начальник факультета полковник Духовный. Собеседование я прошел. Правда, чуть не срезался на медкомиссии: кардиограмма вдруг показала шумы в сердце. Врач внимательно посмотрела на меня: "Учиться хочешь?" Два взмаха ножницами и мое сердце в полном порядке. А дальше все, как у всех. Курс молодого бойца, кровати в спортзале, подъем, утренняя зарядка, уборка плаца, чистка циклотронов, наряды на картошку, строевая подготовка, изучение логарифмической линейки... Учеба началась.
|
|||
Чкаловск | ||||
Ту-22
Ту-16
Ан-2 |
Я в детстве жил довольно самостоятельной жизнью. Отец сутками на аэродроме (он служил в базе, так в морской авиации называют батальон аэродромного обслуживания, в Чкаловске отец был командиром аэродромной роты), мама дежурила в кочегарке, потом работала на ж/д переезде. Это уже позже она работала в финчасти, но все-равно большую часть дня я был предоставлен сам себе. Мы жили в старом, еще немецкой постройки, деревянном трехкомнатном "финском" домике, долгое время, как это часто бывает, с подселением две семьи на общую кухню. Одно время вместе с нами жила учительница. Это она сказала, что мне в первом классе делать нечего и в школу меня приняли, с ее подачи, сразу во второй. Зато у нас была своя березовая роща во дворе. Да и до леса было рукой подать. Но больше всего я любил, когда отец брал меня с собой на службу. Я готов был целыми днями сидеть в "уазике" за его спиной. В Чкаловске базировался полк дальней морской авиации: Ту-16 и Ту-22. Потом туда подсадили еще и полк Су-17. Там я впервые поднялся в небо. Трудяга Ан-2 в очередной раз бросал парашютистов. Частенько мы с мальчишками, увидев в небе купола, сами мчались к аэродрому на велосипедах, но в этот раз меня "подбросил" к аэродрому отец. Я с таким увлечением смотрел, как парашютисты готовятся к прыжкам, что не сразу услышал, что отец меня зовет к самолету. "Полетать хочешь?" "А можно?" Лишний вопрос зачем же об этом спрашивать, разве есть на Земле мальчишка, который не хотел бы подняться в воздух? Глупый ответ раз спрашивают, значит можно! Первый полет это всегда первый полет. Но особенно запомнилось: пустой салон, парашютисты выпрыгнули, а самолет делает крутой левый разворот... Как я боялся выпасть в распахнутые двери! Ан-2 поразил меня два раза. Первый раз в Эстонии, когда он при сильном боковом ветре взлетел с грунта поперек рулежки (рулежка плюс стоянка метров 40). Второй раз в Польше, когда добрых пару минут Ан-2 болтался у края полосы пытаясь сесть, но сильный встречный ветер подбрасывал его в воздух. В конце-концов он сел и зарулил в первую рулежку, хотя до нее от обреза полосы было не больше сотни метров. Отец перевелся в Эстонию "за майором" комендантом запасного аэродрома Нурмси. Мама осталась в Калининграде. После тяжелой северной жизни ей не захотелось возвращаться в барак. Может, в чем-то она была и права. А мне закрылась дорога на аэродром. Если раньше магический пароль "Ты кто?" "Сын Дмитриева" позволял мне беспрепятственно проходить через любые КПП, то теперь стало довольно проблематично пробираться мимо дежурных матросов: "Зачем ходишь, аеродром шатаешь, на свой жоп переключатель ищешь?" Конечно, я по-прежнему жил авиацией, в гарнизоне просто невозможно жить по-другому. Часто звонил отцу. Я знал "секретный" телефонный номер, по которому я мог даже без двух копеек позвонить по цепочке позывных из любого телефона-автомата: "Сервант Анкер Дайте Твердый" "А вы кто?" "Сын Дмитриева" этот пароль выручал меня еще не раз. Да и ездил я к отцу в Эстонию при каждом удобном случае. Ночным автобусом "Калининград Таллин" до Пярну, а там пересадка на Пайде. Полк жил своей жизнью. Сосед, штурман Татаринов, привез из Атлантики фотографии нового американского авианосца и был награжден орденом "Красной Звезды". Отец одноклассника Антоненко посадил горящий Ту-22. Отец одноклассницы Рафалов катапультировался осенью над морем. Один член экипажа замерз в воде, второго не нашли. Рафалов парашютист-инструктор сумел, говорят, приземлиться прямо в лодку, остался сухой, выжил. Катастрофы были часто, Ту-22 вообще один из самых аварийных самолетов в ВВС. Часто бились на взлете: выкатился за полосу, поломал носовую стойку взрыв. Выбраться из лежащего горящего самолета было почти невозможно: люки кабин выходили вниз. Теплый запах еловых веток, разбросанных на земле у Дома Офицеров в день похорон, до сих пор для меня самый страшный запах. Самая ужасная катастрофа произошла 16 мая 1972 года, когда в Светлогорске Ан-26 упал на детский садик. Погибли все дети. Подробностей катастрофы никто не сообщал. Густой туман, вроде бы отказал двигатель. Сутки военные разгребали завалы. К утру на месте садика расцвела клумба, и только вблизи было видно, что все цветы стоят в стеклянных банках... Я там был недели через три после катастрофы приехал на очередную смену в пионерский лагерь имени Белоусова. Выжженная земля, поломанные, обгоревшие деревья и свежие цветы на той же клумбе из стеклянных банок. Этот самолет был не из Чкаловска, из Храброво, но на нем летел пассажиром отец Вовки Денисова, моего одноклассника...
|
|||
Гуляев | ||||
Ил-28
Ил-14
Douglas DC-3 (Ли-2) |
Лето, 75 год. Жарко, насколько жарко может быть в Прибалтике. Скучно, как может быть скучно в гарнизонном поселке, когда все друзья разъехались по бабушкам и пионерским лагерям. Уехать бы к отцу в Эстонию, но еще ждали получку, на дорогу не было денег. Я бродил по поселку и вдруг увидел скользнувший над деревьями Ил-14 с красным бортовым номером "05". Гуляев? А вдруг он летит в Эстонию? Решение созрело мгновенно. Из ближайшего телефона звоню матери на работу: "Мама, если меня вечером сегодня не будет, значит я улетел к отцу!". Нормально, да? Вас бы вот так запросто мама отпустила полететь неизвестно на чем за пол-тысячи километров? А я в чем был рубашка с коротким рукавом, в шортах и сандалиях пошел на аэродром. Путь неблизкий, да и боялся опоздать: кто его знает, этого Гуляева, вдруг он только заправится и сразу улетит? Да и не факт, что он летит к отцу. И не факт, что это вообще он. Да и возмет ли он меня с собой? Гуляев Сергей Арсентьевич, генерал-полковник, Герой Советского Союза, Командующий авиацией Балтийского флота, в годы войны летал на Ил-2. Видимо с тех времен у него осталась страсть к бреющему полету. По возрасту ему запретили летать на реактивных самолетах и он пересел со своего Ил-28 "Сотка" на Ил-14. На запасной аэродром Нурмси, которым руководил мой отец, два раза в год зимой и летом прилетали Ил-28 из Храброва и Скулте поработать с грунта. Часто туда прилетал и Командующий на проверку или просто отдохнуть на аккуратной дачке на самом берегу реки Пярну. За год до этого, в Эстонии, я сидел в кабине его самолета, когда вдруг прибежал командир экипажа: "Брысь отсюда! Командующий летит на разведку погоды." На разведку погоды я уже летал не раз и на Ил-14 и на Ли-2, летчики меня охотно брали с собой и даже пускали в кабину, но тут был особый случай. Лететь должен был сам Гуляев. Выскочить я не успел, столкнулся в дверях с Командующим, бодро взбежавшим по трапу. Пароль отзыв: "Ты кто?" "Сын Дмитриева" "А, ну тогда летим со мной". У меня бы в жизни не хватило наглости попросить у самого Командующего покататься, но он все тогда и сам понял. И вот теперь у меня была надежда, что я смогу с ним улететь из Чкаловска на Нурмси. Внаглую я попер через КПП, но увы, пароль не сработал, молодой матрос кавказской национальности развернул меня назад. Иду в обход. Привычно нырнув в дыру в заборе возле неухоженной, заросшей кустами братской могилы летчиков-балтийцев, я прямиком пошел к стоянке прилетающих самолетов. Но быстро выяснилось, что я совершил тактическую ошибку. Я сделал слишком маленький круг, матрос меня заметил и теперь бежал ко мне, размахивая штык-ножом. Пришлось делать ноги. Новый обходной маневр был совершен с большим запасом. Сделав крюк в пару километров, где перебежками, а где и по-пластунски, мне удалось незамеченным подобраться к самолету метров на сто. Дальше прятаться не было смысла. Если бы на стоянке прилетающих вдруг оказался часовой, то он бы сдуру мог и очередь дать. Я появился из травы, выпрямился во весь свой небольшой рост, и ленивой походкой направился к самолету. Экипаж грелся на солнышке возле шасси. Как назло, знакомым оказался только матрос-бортрадист Юрка. "Привет" "Привет" "Вы куда сейчас" "На Нурмси" Уже удача, осталось напроситься в пассажиры "А меня возьмете?" смотрит удивленно: "Спроси у командира". Делать нечего, иду к командиру. "Возьмете меня с собой?" пароль-отзыв "Да лети, жалко что ли!" "А чего мы тогда ждем?". Командир подавился семечками: "Как чего Командующего ждем!" "А он что, тоже с нами летит?" В общем, с командиром мы подружились быстро. Бывший летчик-истребитель, он повредил кисть левой руки при катапультировании и пересел на Ил-14. Но это он рассказывал позже, под рюмочку водки, когда отец выставлял экипажу "за доставку сына". Гуляева мы ждали около часа. Приехал автобус с поварихами и официантками (летная столовая на Нурмсях работала только тогда, когда прилетал на работу полк и вся обслуга была "привозная"). Командующий приехал на "Волге", небрежно козырнул экипажу и взбежал по трапу. Я уже потом узнал, что Командующий никогда никого не ждет, а пока с удивлением наблюдал, как женщины кинулись к трапу, толкаясь и мешая друг-другу. Когда я поднимался в самолет, оба движка уже были запущены, а поднимал трап борттехник уже на ходу. Летим. Чуть выше деревьев, чуть ниже заводских труб. Вверх-вниз, влево-вправо. Солнце светит немилосердно, земля пышет жаром, пот заливает лицо. Вверх-вниз, яма, вверх-вниз... Только бы выдержать, не показать, что я ел на завтрак. Неудобно: полный салон женщин. Какая-то из них протягивает мне пакетик. Трясу головой не надо. Что я первый раз в воздухе? До Риги долетели нормально. Сели, заправились. Взлетели. Жара. Самолет рывками кидается то вверх то вниз, буквально перепрыгивая через дома и деревья. Борттехник высунул голову, ободряюще кивнул скоро прилетим. Ну, вот и хорошо. Можно расслабится. И вдруг самолет резко ушел вниз, а содержимое моего желудка осталось на месте. Я даже не успел закрыть рот. Это потом мне рассказали, что Командующий любил лихую пасадку: подходит к обрезу полосы метрах на двадцати, тормозит винтами, а потом подхватывает провалившийся самолет возле самой земли. Он-то подхватил самолет, а я в подставленные ладошки нечто более гадкое. Тетка сунула мне пакетик, и я поплелся в туалет умываться. В салон возвращаться уже было стыдно, и я приткнулся на откидной сидушке возле выхода. Борттехник двери открыл, опустил трап. Все сидят. Ждут, наверное, пока винты остановятся. А я не могу сидеть с пакетиком в руках. Да и не хочется на глаза теткам показываться это же надо было так так облажаться на последних минутах. Смотрю в иллюминатор папка мой стоит, другие офицеры рядом выстроились. Ну, думаю, пора и мне появиться. Ну и вышел. Это мне потом объяснили, что первым из самолета должен выйти Командующий. Ждали-то его, офицеры внизу напряглись, отец готов был уже отдать команду, а тут на трапе я. С улыбкой до ушей и пакетиком в руках. Здрасьте! Сюрпрайз... Сергей Арсентьевич Гуляев умер 3 апреля 2000 года на 82 году жизни.
|